Тема: Клеточная теория
Цель: Раскрыть основные положения клеточной теории, показать их взаимосвязь.
Задачи урока:
Образовательная: доказать, что клетка - элементарная биологическая система, рассмотреть историю изучения клетки, основные положения клеточной теории.
Развивающая: развивать умения выделять главное, формулировать выводы.
Воспитывающие: на примере знаменитых ученых воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, гордости за свой труд.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: репродуктивный, проблемно – поисковый.
Оборудование: таблица «Вирусы», презентация по теме «Клеточная теория»
I.Проверка знаний
а) фронтальный опрос
1. Как устроены вирусы?
2.Чем отличаются простые вирусы от сложных?
3.Каков принцип взаимодействия вируса и клетки?
4.Как вирус проникает в клетку?
5.Укажите особенности взаимодействия бактериофага с бактериальной клеткой.
II. Изучение новой темы.
Что делают | учитель | ученик |
| Долгое время изучение живых организмов носило описательный характер, что видели то и описывали. О том, что у них внутри и что их объединяет, узнали лишь в 17-18веках. |
|
Так что же у них общего? | Клеточное строение | |
Что же такое клетка?
| Клетка - структурно-функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов. Слайд-2
| |
Кто впервые ввел понятие клетка? | Р. Гук рассматривая срез пробки под микроскопом увидел ячейки, поделенные перегородками и назвал их клетками. | |
Рассказ учителя. Поскольку Р.Гук рассматривал под микроскопом мертвые клетки пробки дуба, то долгое время считалось, что главной частью клетки является оболочка. | Слайды 3,4,5
| |
В 1674 году голландский мастер Антони Ван Левенгук открыл миру мельчайшие организмы. | Слайд 6
Фильм о Левенгуке (Яндекс)
| |
| На внутреннее содержимое клетки клетки ученые обратили внимание лишь в 19в. (открытия ученых) | Слайды 7-8 |
Обобщив имеющиеся в то время данные о строении животных и растений, Т.Шванн пришел к заключению, что клетка- главная структурная единица всех живых организмов и что образование клеток обусловливает рост и развитие тканей. Так была сформулирована клеточная теория. | Слайды 9-10
Работа с инструктивной картой (приложение №1)
| |
Дальнейшее совершенствование методов изучения клетки позволило глубже проникнуть в изучение клетки, познать ее сложную структуру и многообразие протекающих в ней биохимических процессов. Каковы же основные положения клеточной теории в настоящее время? |
Самостоятельная работа с текстом учебника 5.5 стр180 | |
Ребята, вспомните, как называется наука, которая занимается изучением клетки? | Цитология-наука о клетке | |
Вам необходимо провести наблюдение за движением цитоплазмы в клетке. Какие методы и приборы вы можете использовать?
Методы исследования клеток: 1.световая микроскопия 2.электронная микроскопия 3.метод дифференциального центрифугирования 4.метод ренгеноструктурного анализа 5.метод клеточных структур 6.метод микрохирургии
| Световая микроскопия
Работа с инструктивной картой |
Рефлексия: Что нового для себя вы узнали на уроке?
Что вас удивило? А что заставило задуматься?
IV.Дом. задание 5.5
Предмет биология.
10 класс.
Учебник Общая биология
Авторы: В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин