Тема: Клеточная теория

Цель: Раскрыть основные положения клеточной теории, показать их взаимосвязь.

Задачи урока:

Образовательная: доказать, что клетка - элементарная биологическая система, рассмотреть историю изучения клетки, основные положения клеточной теории.

Развивающая: развивать умения  выделять главное, формулировать выводы.

Воспитывающие: на примере знаменитых ученых воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, гордости за свой труд.

Тип урока: комбинированный

Методы урока: репродуктивный, проблемно – поисковый.

Оборудование: таблица «Вирусы», презентация по теме «Клеточная теория»

I.Проверка знаний

а) фронтальный опрос

1. Как устроены вирусы?

 2.Чем отличаются простые вирусы от сложных?

3.Каков принцип взаимодействия вируса и клетки?

4.Как вирус проникает в клетку?

 5.Укажите особенности взаимодействия бактериофага с бактериальной клеткой.

II. Изучение новой темы.

Что делают

учитель

ученик

 

Долгое время изучение живых организмов носило описательный характер, что видели то и описывали. О том, что у них внутри  и что их объединяет, узнали лишь в 17-18веках.

 

Так что же у них общего?

Клеточное строение

Что же такое клетка?

 

Клетка - структурно-функциональная единица, а также  единица развития всех живых организмов.

Слайд-2

 

Кто впервые ввел понятие клетка?

Р. Гук рассматривая срез пробки под микроскопом увидел ячейки, поделенные перегородками и назвал их клетками.

Рассказ учителя. Поскольку Р.Гук рассматривал под микроскопом мертвые клетки пробки дуба, то долгое время  считалось, что главной  частью клетки является оболочка.

Слайды 3,4,5

 

В 1674 году голландский мастер Антони Ван Левенгук открыл миру мельчайшие организмы.  

Слайд 6

 

 

 

Фильм о Левенгуке (Яндекс)

 

 

На внутреннее содержимое клетки клетки ученые обратили внимание лишь в 19в.

(открытия ученых)

Слайды 7-8

Обобщив  имеющиеся в то время данные о строении животных и растений, Т.Шванн пришел к заключению, что клетка- главная структурная единица всех живых организмов и что образование клеток обусловливает рост и развитие тканей. Так была сформулирована клеточная теория.

Слайды 9-10

 

 

 

Работа с инструктивной картой

(приложение №1)

 

 

 Дальнейшее совершенствование методов изучения клетки позволило глубже проникнуть в изучение клетки, познать ее сложную структуру и многообразие протекающих в ней биохимических процессов.

Каковы же основные положения клеточной теории в настоящее время?

 

 

Самостоятельная работа с текстом учебника

5.5   стр180

Ребята, вспомните, как называется наука, которая занимается изучением клетки?

Цитология-наука о клетке

Вам необходимо провести наблюдение за движением цитоплазмы в клетке. Какие методы и приборы вы можете использовать?

 

Методы исследования клеток:

1.световая микроскопия

2.электронная микроскопия

3.метод дифференциального центрифугирования

4.метод ренгеноструктурного анализа

5.метод клеточных структур

6.метод микрохирургии

 

 

 

 

Световая микроскопия

 

 

 

 

 

 

 

Работа с инструктивной картой

 

Рефлексия: Что нового для себя вы узнали на уроке?

Что вас удивило? А что заставило задуматься?

 

IV.Дом. задание 5.5

Предмет биология.

    10 класс.

 Учебник Общая биология

Авторы: В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

© saparbaeva-asilya

Сделать бесплатный сайт с uCoz